На фазенде у местре Клаудио
ежегодно проходит фестиваль в начале января, куда собираются в основном его
бразильские группы (Сан Паулу) и капоэристы из разных групп Сальвадора.
Angoleiros do Sertão и местре
Клаудио известны не только своей капоэйрой, но и тем, что в их группе много
внимания уделяется традиционной самбе ди рода и прочим местным танцам и
обычаям, а также изготовлением атабаке и пандейру.
Фазенда м. Клаудио находится в
Фейре-ди-Сантане, но не в самом городе, надо выехать из него и сразу попадаешь
в другой мир, отличающийся от приморского Сальвадора – мир сертана, пустынных
земель, редкой растительности и немногочисленных, совсем не тучных животных.
Форма Angoleiros do Sertão – белая футболка и коричневые штаны, на которых не
видны пыль и грязь земли. Чтобы глубже понять особенности стиля Angoleiros do
Sertão и проникнуться местным колоритом, необходимо приехать на фазенду к м.
Клаудио.
|
сертан |
|
сертан |
Добраться из Сальвадора не очень
просто: от автовокзала (родовиарии) в Фейре-ди-Сантана надо на местных
автобусах с 2-3 пересадками доехать до Mantiba, что-то типа деревенского пригорода Фейры, неподалеку
расположена фазенда, как водится, все местные знают и покажут, где живет
местре. Можно еще от родовиарии взять мототакси – довольно распространенный вид
транспорта здесь, но далеко не самый комфортный и безопасный. Именно на этом
такси я и добралась туда, с палаткой, спальником и рюкзаком за спиной, всю
дорогу боясь упасть с мотоцикла, тем более, что часть дороги представляет собой
просто неравномерно утоптанную землю. Я
так обрадовалась, когда наконец добралась живая и невредимая, что заплатила таксисту
непомерные деньги, которые он запросил, в следующий раз, как мне посоветовали
местные жители, можно просто обойтись десяткой реалов.
Но фазенда стерла все пережитые
страхи и неприятные впечатления от дороги: на ее достаточно обширной
территории, кроме дома местре и другого отдельно стоящего здания, в котором находится
мастерская по изготовлению инструментов и по совместительству тренировочный
зал, кроме расположенной в тени деревьев круглой бетонной площадки для
проведения роды, есть еще и отличный бассейн с прекрасной холодной водой, в
который я сразу же и занырнула, после того, как кинула свои вещи на веранде.
|
фазенда м. Клаудио |
|
Бассейн |
|
Бетонная площадка для роды в тени деревьев |
|
Сортировка мусора |
На бортике бассейна уже шла
импровизированная рода, в которую м. Клаудио вытащил меня поиграть. Вообще, как
я заметила, многим семинарам в Бразилии свойственно некоторое
несоответствие заранее написанной
программе и бОльшая свобода действия и расслабленность. В самом начале семинара м.Клаудио так и
сказал, что они обычно никогда не составляют программу для того, чтобы четко ее
придерживаться, все высказывают свои пожелания, чего бы им хотелось от этого
семинара, и по ходу все организуется. Конечно, все не совсем пущено на самотек,
есть и «обязательная» программа, включающая тренировки, роды, палестры, танцы и
вечеринки, но все это в свободной последовательности с вольной программой в
промежутках.
|
приветственная речь при открытии семинара |
Вообще, конечно, все зависело не
только от желания или нежелания тренироваться , потому что днем было очень
жарко и приходилось устраивать тренировки и роды утром и вечером, а днем все
спасались от жары и духоты либо в бассейне, либо в тени деревьев на площадке.
Но даже в это время активная деятельность не прекращалась – на площадке или в
зале играли по парам, растягивались, делали массаж, пели растаманские песни, перед
домом гоняли мяч, часто кто-нибудь садился играть на барабане в зале, к нему
присоединялся другой, потом третий, и т.д. и получались бешеные по энергетике
роды самбы.
|
растаманские песни) |
|
релакс |
|
Самба! |
|
Самба! |
Одну утреннюю тренировку начали
в 4 часа утра, всех заранее предупредили, что это будет очень ранний класс, и
попросили проснуться и собраться к этому времени. Еще не рассвело, несколько
человек уже встали и ровно в 4 утра, м. Клаудио, взяв беримбау и раздав другие
инструменты, начал будить остальных ладаиньей. Он ходил по палаточному лагерю и
пел, за ним шла батерия и постепенно из палаток подтягивались люди и через 15
минут это уже был довольно приличный хор, бродящий в темноте между палаток,
было очень необычно. Когда все собрались, устроили пробежку по спящей деревне,
а потом м. Клаудио вел класс в зале. Когда тренировка закончилась и мы вышли,
оказалось, что солнце уже давно встало, но так как в зале все время двери и
окна были закрыты, у нас создавалось
впечатление, что еще не рассвело и все так же темно на улице.
Были и другие классы,
проведенные в более привычное время суток другими мастерами: м. Рене из группы AKANNE, м. Марселу из группы Angoleiros do mar, м. Бартело из грппы Angoleiros da serra. Большое преимущество семинаров в Бразилии – количество
местре, контр-местре, профессоров, трейнелов и просто продвинутых учеников.
Необязательно все присутствующие местре будут вести классы, но даже их
поддержка просто в роде значительно улучшает ее качество. На семинар к Клаудио
так по-соседски, по-дружески зашли м. Фелипе из Санто-Амару, Сапоти, другие
местные, живущие поблизости местре, имена которых я не запомнила. Были
контр-мастера группы Angoleiros do Sertão, ведущие занятия в окрестностях
Сан-Паулу – Шандау, Шандин, Чику, привезшие своих трейнелов и других учеников.
Одним из самых ярких и интересных
персонажей, из множества, присутствовавших на семинаре, был, несомненно, к-м
Шандау. Его нельзя было не заметить – самый разговорчивый и веселый среди
других бразильцев, он болтал абсолютно со всеми, что-то спрашивал, давал
советы, рассказывал истории, шутил. Вокруг него всегда были его ученики,
заметно было, что они воспринимают его не только как мастера (ну или
контр-мастера), но и как друга тоже.
|
Контра-местре Шандау |
|
Дружной компанией ходили есть замороженый фруктовый сок |
Последние два дня семинара были
посвящены родам и музыке. В субботу все участники поехали в Фейру-ди-Сантана,
где традиционно рядом с рынком проводится рода Angoleiros do Sertão. Устроили
роду и самба ди рода, но из-за большого количества капоэристов поиграть в эту
субботу удалось далеко не всем. Вечером народ, живущей в общине Манчиба,
собрался на праздник на фазенде Клаудио. За день до этого прошла реклама
мероприятия - по деревне ездила машина с громкоговорителем и колонками,
распространяя информацию – здесь так принято и часто встречается на улицах. Все
сидели за столиками на улице, уже покушали, покупали какие-то напитки, пили, в
общем, расслаблялись, и неожиданно начали играть барабаны и на площадь
перед домом, где все сидели, выбежал
черный бык, наряженный в цветную юбку, и начал бросаться на людей. Все
вскочили, подались назад, за быком бежали несколько странных персонажей с
черными лицами, пытались его удержать, и один из них что-то пел, обращаясь к
быку. Он немного успокоился, присел на землю, но через некоторое время снова
рассвирепел и начал бросаться на людей. Странные персонажи снова начали его
усмирять. Битва с быком продолжалась полчаса, народ был в восторге, кто-то
визжал от страха, когда бык бросался на толпу, такой адреналин. Наконец
усилиями персонажей бык был усмирен и препровожден в зал, где началась самба,
длившаяся почти всю ночь. Этот танец с быком, местный обычай, называется Bumba-meu-boi.
|
Bumba meu boi |
|
Bumba meu boi |
Заключительный день семинара
начался родой в зале, продолжавшейся пару часов и которая под Adeus, adeus вместо того,
чтобы закончится, перешла на улицу и длилась еще несколько часов. Здесь уже
все, кто не смог этого сделать на рынке, оторвались и наигрались. Под конец
всех ждал аппетитный шураско, на чем семинар считался законченным.
|
заключительная рода |
Когда я туда собиралась, я
готовилась к какой-нибудь жести – кроме того, что жить в палатке, еще и без
нормальных условий. Но все оказалось вполне терпимо – кормили хорошо и вовремя,
выдали всем по фирменной кружке, небольшие проблемы оказались с водой – в один
вечер ее не хватило на всех, но Клаудио сразу предупредил, что в сертане с
водой в принципе напряги и надо быть экономным, на следующий день все
наладилось. Единственное, что мне омрачило этот семинар, это то, что я
умудрилась там простудиться (виноват замороженный сок по 10 центов, не иначе!)
и вернулась в Сальвадор с температурой и воспаленным горлом. И вместо
запланированной поездки на Перманголу пришлось оставаться в городе и болеть. Но
в Киломбо я все же добралась потом, об этом в следующем посте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий